Всех детей рано или поздно просят написать сочинение в школе, к тому же некоторые маленькие фантазеры придумывают истории в свободное время. Сочиняя и рассказывая истории, дети учатся организовывать свои мысли и коммуницировать с читателем при помощи различных приемов. Писательские навыки также помогают детям более осознанно читать и воспринимать написанное другими людьми.
Но писательство (каким бы увлекательным ни казалось это занятие) может вызвать у ребенка (да и у взрослого) писательство определенные трудности. Хотите помочь сыну или дочке сочинить связный рассказ с увлекательным сюжетом? Познакомьте их с секретами, которыми пользуются настоящие писатели, расскажите о делении сюжета на логические части, научите обращать внимание на зрительные и письменные подсказки, которые могут подтолкнуть к идее рассказа, и составьте с ними план предстоящего произведения.
С чего начать? Конечно же, с совместного чтения любимых рассказов! Поговорите немного об авторе (если о нем что-то известно): выясните вместе, что натолкнуло автора на написание рассказа или подсказало характеры и имена персонажей.
По мере чтения сделайте паузу и попросите ребенка угадать, что будет дальше и почему юный читатель так считает. Тем самым вы поощряете его анализировать принцип повествования и восприятия сюжета аудиторией – и то, и другое важно для написания собственных произведений.
Закончив чтение рассказа или повести, обсудите различные части сюжета; можно задать такие вопросы:
Как начинается история? О чем говорится в середине, в конце?
Кто главные персонажи?
Что тебе в них нравится?
Где происходят события?
Возникает ли по ходу повествования какая-либо проблема? Если да, то каково ее решение?
Как тебе концовка? Каким образом (словами и картинками) можно связать начало рассказа и его конец?
Прочитав пару рассказов, предложите ребенку придумать похожую историю. Например, если ему понравился рассказ о том, как кто-то пошел в первый класс, попросите написать о его собственном первом дне учебы в школе. Или же если ребенку полюбилась сказка, путь напишет свою концовку. Помогите юному писателю спланировать сюжет с помощью вопросов, приведенных выше. Скажем, спросите, что произойдет в начале, середине и конце истории или где она будет разворачиваться.
Если ничто из прочитанного не вдохновляет ребенка на собственный рассказ, попробуйте начать с предложения или фразы с открытым окончанием. Например, удачным началом истории может стать фраза «Однажды я проснулась и с удивлением обнаружила, что моя собака, оказывается, умеет говорить». Пусть ребенок продолжит эту фразу и расскажет, что произошло дальше. Еще примеры фраз-затравок:
Кто-то вызвал пожарных, и когда они подъехали и поднялись по лестнице в дом, они увидели…
Стояла замечательная погода. Две мамы вышли погулять с детишками в парк, и тут одна из них говорит…
Петя и Маша гуляли по берегу моря. Внезапно Петя нагнулся к воде и присмотрелся. То, что он там увидел…
Сидели как-то на болоте красная, зеленая и синяя лягушки. И тут к ним на кувшинке подплывает желтая и говорит…
На прошлой неделе я ходил на День рождения к другу. На празднике из воздушных шариков мастерили разные фигуры. Мне повезло больше всего: у меня получилось сделать…
В погоне за преступником полицейский вертолет снизился над верхушками деревьев. То, что показалось в листве, заставило содрогнуться даже опытных офицеров…
Как еще можно разбудить фантазию?
Предложите три никак не связанных между собой слова: например, «поезд», «принцесса» и «футбольный мяч». Пусть ребенок придумает короткую историю, в которой участвовали бы все три слова.
Подскажите ребенку сюжет из жизни вашей семьи – какой-то анекдот, который передается из поколения в поколение или запомнившееся вам отпускное приключение.
Как только ребенок выберет тему для рассказа, составьте вместе с ним раскадровку сюжета. Она помогает писателю расположить события в нужном порядке с помощью картинок – нечто вроде комикса.
Можно сделать такой лист раскадровки, попросив юного писателя нарисовать иллюстрации к нескольким основным событиям в истории, вырезать и прикрепить их скотчем в нужном порядке на лист бумаги или картона. Обсудите получившийся порядок: все логично или нужно что-то поменять местами? Как вариант, можно то же самое сделать с помощью фотографий: пусть ребенок вырежет нужные фотографии из журналов или сделает снимки сам. После того, как порядок картинок будет закреплен, попросите маленького автора написать несколько пояснительных предложений под каждой картинкой.
Наступило время прочитать вам получившийся рассказ. Прерывайтесь, чтобы задать те же вопросы, что вы задавали при чтении чужих рассказов (см. выше). Пусть ребенок заполнит пробелы в повествовании или придумает подробности, которые сделают рассказ интереснее/смешнее. Если вы работаете с раскадровкой, попросите ребенка соединить различные кадры сюжета, например, чтобы продемонстрировать, как персонажи попадают из одного места в другое или сколько времени проходит между двумя событиями.
Наконец, поработав над текстом и иллюстрациями, распечатайте окончательную версию и сшейте ее в книжечку. Обязательно нарисуйте яркую обложку и укажите название рассказа и имя автора. Такая книжка станет бесценным экземпляром вашей библиотеки, и ее будете перечитывать не только вы, но и, возможно, ваши внуки.
По мотивам статьи
9 июля 2019 года