Первый снег вдохновил меня ещё раз перечитать сказку Г.К. Андерсена «Снежная Королева» и поразмышлять над тем, за что мы её любим.
Литературные историки
«Снежную Королеву» любят литературные историки. Главным источником вдохновения автора послужила норвежская народная сказка «На восток от Солнца, на запад от Луны». По сюжету сказки белый медведь уговаривает крестьянина отдать ему свою дочь. Девушку привозят в заколдованный замок, где медведь по ночам принимает человеческое обличье и спит с ней в кровати в полной темноте, так что она не может его рассмотреть. Через какое-то время девушка, не без советов матери, ухитряется увидеть лицо Медведя в облике прекрасного принца и неосторожно будит его. Тот сообщает, что его превратила в медведя его злая мачеха, и что теперь ему придётся ехать к ней в замок, который находится «на восток от Солнца, на запад от Луны» и там жениться на её уродливой дочери. На утро принц исчезает. Остаток сказки посвящён приключениям девушки на пути к замку злой мачехи, из которого она хочет вызволить своего молодого мужа.
В свою очередь, эта сказка имеет общие черты с «Красавицей и чудовищем» и древнегреческим мифом о Купидоне и Психее. По классификатору фольклорных сказок Аарне-Томпсона, история имеет тип сюжета 425А: «Поиск пропавшего мужа». Андерсен, будучи христианином, воспитанным в пуританских традициях, решил сделать главных героев братом и сестрой, переведя их отношения в исключительно платоническое русло.
Фото: Картина «Купидон и Психея» авторства Джузеппе Мариа Креспи
Деятели культуры
Безусловно, «Снежную Королеву» любят представители творческих профессий. Всем известно, что диснеевский мультфильм «Холодное сердце» (Frozen) был создан по мотивам этой сказки. Помимо этого, были бесчисленные экранизации; из последних — телевизионная адаптация 2005 г. The Snow Queen от британской BBC и компьютерная анимация «Снежная королева» 2012 г. По мотивам сказки написано пять опер (из них на русском языке — опера «История Кая и Герды» Сергея Баневича), четыре балета (из них «Снігова королева» Алексея Баклана и Анико Рехвиашвили была поставлена на сцене Национальной оперы Украины), десятки театральных и радиопостановок и даже несколько видеоигр (первая из них, The Snow Queen, была текстовым квестом). Под тем же названием, «Снежная Королева», позже издавали свои книги в стиле фэнтези и другие писатели, например, Джоан Виндж.
Фото: Кадр из балета «История Кая и Герды». Источник: сайт Мариинского театра www.mariinsky.ru.
Психоаналитики
Психоаналитики всего мира любят «Снежную Королеву» за богатство метафор и паттернов взаимодействия между родителями и детьми. Здесь вам и зеркало, искажающее реальность (разнообразные расстройства личности); и холодная, отчужденная красота скандинавской Королевы (образ холодной, недоступной матери, которая ограничивает мир своего ребёнка и ставит перед ним недостижимые цели); и потеря детской невинности через проникновение в душу осколков проклятого зеркала (травматичных событий); и быстрое вынужденное взросление ребёнка, который решает свои проблемы не с помощью родственников или друзей, а с помощью незнакомых и даже маргинализированных личностей (дочери разбойницы).
Феминистки
Любят сказку о «Снежной Королеве» и феминистки. В каком-то смысле она удивительным образом отвечает современным реалиям эмансипации: в отличии от других героинь сказок Андерсена (Русалочки, Девочки со спичками, Карен из «Красных башмаков»), Герда не только не умирает от выпавших на её долю испытаний, но и успешно справляется с ними.
Ученые
Даже физики любят «Снежную Королеву». В 2017 г. на основе текста сказки было проведено исследование на стыке квантовой физики и психологии под названием «Снежная Королева злая и красивая: экспериментальное доказательство вероятностной контекстуальности в поведении людей». В. Сервантес и Э. Джафаров попросили группу добровольцев прочитать «Снежную Королеву» и выбрать одного из двух заранее оговоренных персонажей (например, Королева или Герда), а также определить выбранному персонажу одно из двух заранее оговоренных качеств (например, злая или добрая), чтобы в результате персонаж и его характеристика не противоречили сюжету сказки. Обработав ответы, учёные пришли к выводу, что в своём выборе человек всегда руководствуется контекстом: в зависимости от предложенной пары персонажей, одни и те же характеристики выбирались чаще или реже.
Мамы
Конечно же, любим Герду и Кая и мы, мамы, которые учат своих детей, что любовь и самоотверженность побеждают холодную ненависть и безразличие; что помощь может прийти от самых неожиданных людей в нашей жизни; что доброе сердце предпочтительнее бесчувственного интеллекта и что нужно сохранять веру даже в самые трудные моменты нашей жизни.
3 декабря 2019 года