В этой статье я поделюсь собственным опытом, как я научила сына читать в три года. Приблизительно через несколько месяцев после того, как ему исполнилось три, он читал несложные тексты из двух-трех предложений. В четыре он читал короткие сказки соседям по кроватке в детском садике. Сейчас ему 6 лет, и он читает «Гарри Поттер и Орден Феникса» по главе в день.
Мне очень интересно все, что касается обучения детей чтению, поэтому я буду рада любым комментариям, советам и возражениям.
Желаю всем маленьким читателям (в том числе будущим) успехов в обучении!
Предыстория
Я с детства росла настоящим книжным червем, поглощая любые тексты, которые попадались мне под руку – сказки, газеты, афиши и билеты на трамвай. В то далекое время ни о каком Интернете не могло быть и речи: библиотека была моим лучшим другом и порталом в большой мир. Читать казалось мне таким же важным занятием, как есть и спать.
В семье у меня не все разделяют любовь к чтению ради удовольствия (все же школа успела отбить интерес к художественной литературе). Но в рамках работы читают безусловно много и регулярно.
Поэтому, разумеется, научить ребенка читать стало для меня приоритетом наравне с физкультурой и умением себя прилично вести. Начинать я решила сильно заранее, чтобы испробовать разные подходы и отбросить некоторые как ошибочные.
Ниже я делюсь с вами своим опытом того, что удалось и не удалось. Сейчас Егору семь лет, и читает он уже вполне уверенно и без малейшего нажима.
Что сработало
Читать истории о себе
Я начала с того, что крупными буквами писала короткие истории о сыне, с описанием каких-то событий, которые произошли с ним за день-два до этого. Например: «Егор ездил к бабушке. У бабушки дача. Егор собирал ягоды». Сыну было интересно, что именно я о нем расскажу в таких «мемуарах», и он просил писать еще. Со временем рассказы стали сложнее и разнообразнее, и писать я стала не от руки, а распечатывать текст крупным шрифтом.
Читать каждый день заданное количество текста
У меня была цель по чтению на каждый день, и мы ее старались выполнять несмотря ни на какие обстоятельства. Сначала это были 2-3 предложения. Позже – один стишок или параграф в детской сказке. Затем – полстраницы, и закончили мы на странице текста в день. Закончили – это значит, перестали делать это целенаправленно и перешли в свободный режим.
Не скрою, что не каждый день давался одинаково легко. Часто приходилось идти на уговоры и торговлю: «Прочитаешь стишок – и поиграем в догонялки», «сначала читать – потом конфета». Но это работало: каждый день Егор читал все быстрее и увереннее, а раз так, то постепенно пропадало ощущение, что чтение – это трудно, нужные «мышцы» развивались очень динамично.
Читать где угодно
Процесс чтения у нас органично вписывался в повседневные занятия. У меня не было задачи усадить сына за книжки. Он читал надписи на пакете с хлопьями за завтраком. На прогулке читал вывески и рекламу. Я распечатывала листок со стишком – и мы читали на природе, попивая чай из термоса. Он читал сообщения от бабушки в вайбере. Если играл на планшете, то читал всплывающие подсказки или игровые задания. Я поняла, что так у нас лучше всего получится донести, насколько чтение – естественное, повсеместное и нужное занятие.
Читать друзьям
Чтение ровесникам, которым было искренне интересно его слушать, невероятно подняло самооценку сына и подтолкнуло его к дальнейшей практике без всяких понуканий с нашей стороны. В течение пары месяцев каждый день перед дневным сном он читал короткую историю деткам, кроватки которых стояли рядом с его. Иногда он не мог уснуть и читал припрятанные под подушкой книги, лежа в кровати. На мой взгляд, это был самый удачный этап на пути к совершенствованию навыков чтения.
Читать за едой
Знаю, знаю, сейчас на меня обрушится вал критики за прививание вредных привычек. Но это была временная мера: разрешить ребенку читать за едой. И она сработала! Дело в том, что есть он не любит с младенчества. Над котлетой он может сидеть и полчаса, и час. Так почему бы не предложить ему провести этот час за чтением. Тут срабатывает противопоставление: есть неинтересно, лучше уж почитать.
Позже мы поставили условие: если за столом присутствуют другие люди, то в их компании читать нельзя. А в одиночестве все равно все мы читаем за едой, так что бороться с этим фактом, по моему мнению, бессмысленно.
Что не сработало
Читать по слогам
Егору читать по слогам было изначально неинтересно. Мы эту фазу очень быстро пропустили и читать стали сразу целыми словами. Допускаю, что слоги помогают не спотыкаться о длинные слова, но для сына они выглядели неестественно и, скорее, отвлекали от чтения.
Читать букварь
В букваре Н. Жуковой, который повсеместно используют для обучения чтению, увы, скучные и однообразные тексты. Они не добавляют желания пыхтеть, чтобы добраться до следующей строки.
При этом я нисколько не умаляю ее заслуг как автора: скорее, дело в самой подаче текста в виде учебного материала, без изюминки.
Складывать кубики с буквами
Для обучения чтению они оказались бесполезны, хотя ребенок какое-то время без энтузиазма складывал из них пирамиды, как из обычных кубиков.
Читать маме с папой
«Садись и читай мне вот эту страницу, а потом можешь посмотреть мультик». Я быстро поняла, что такая модель обучения приравнивает чтение к наказанию. Технически она совершенствует навык чтения, но стратегически ведет к провалу в более позднем периоде, ведь если у ребенка появится выбор – почитать или погулять, он вспомнит, что чтение всегда было «обязаловкой», а не удовольствием, и выберет что-то другое.
Надеюсь, мой опыт в чем-то перекликается с вашим. Хотелось бы пожелать родителям и учителям терпения: пробуйте любые, самые неожиданные техники. Только не заставляйте, не угрожайте и не стыдите. Книга должна стать радостью, а не наказанием.
Сейчас я раздумываю, с какой стороны подойти к обучению английскому. Пока начну с билингвальных книг и коротких разговорных фраз. Об этом напишу отдельным постом.
2 сентября 2019 года