Научная фантастика описывает сценарии и технологии, которые уже являются частью реальности или в будущем могут ею стать благодаря научным достижениям. Некоторые фантастические сюжеты вроде межпланетных путешествий в далёком будущем или перемещения во времени кажутся маловероятными, однако они всё же укладываются в рамки научной теории.
Жанр фэнтези, напротив, обычно имеет дело со сверхъестественными, магическими явлениями и персонажами, которые не имеют под собой научной основы.
Фэнтези как литературный жанр появился гораздо раньше научной фантастики: возможно, это даже самый старинный жанр. Если обратиться к самым ранним дошедшим до нас историям древних цивилизаций, таким как сказания о Гильгамеше в шумерском эпосе или мифы Древней Греции, прослеживаются все очевидные признаки фэнтези: боги, чудовища, волшебство, превращения. Научная фантастика — это относительно молодой жанр, зародившийся едва ли раньше пары сотен лет назад и окончательно оформившийся в прошлом столетии.
И научная фантастика, и фэнтези требуют соблюдения определенных правил. Даже если фэнтези не основывается на научных фактах или измышлениях, это не значит, что в сюжете может происходить что угодно. Он должен быть последовательным, логичным и выстроенным по правилам — разница лишь в том, что эти правила придумывает автор книги.
Как ни удивительно, но грань между фэнтези и научной фантастикой часто размыта. Например, некоторые фанаты «Звёздных войн» утверждают, что их любимая серия фильмов принадлежит к научной фантастике, хотя на самом деле это чистое фэнтези, хоть и с элементами космической саги. Приключения Алисы Селезнёвой в «Гостье из будущего» — также фэнтези, ведь путешествия назад во времени наука на данный момент запрещает.
А вот «Война миров», экранизированная С. Спилбергом в 2005 г., — это образец научной фантастики, пусть даже и устаревшей (книга была написана в 1897 г.). Пусть оригинальный текст и кажется сегодня наивным: доказано, что марсиан не существует, да и продвинутые инопланетяне стреляли бы не огненными лучами из громоздких параболических зеркал, а, по нашим сегодняшним представлениям, уничтожали бы нас каким-то хитроумным ядерным оружием. Но в контексте того времени и тогдашних научных достижений роман Уэллса считался произведением «на острие атаки», возбудившим волну интереса к физике, химии и инженерному делу.
Кадр из телеверсии романа «Война миров» от BBC
Многие считают роман Мэри Шелли «Франкенштейн» первым научно-фантастическим произведением, так как придуманный ею монстр — хитроумный результат научных экспериментов, а не сверхъестественное чудовище.
Любопытно, что писатели, работающие в жанре научной фантастике, как правило, сочиняют свои сюжеты и своих персонажей «на злобу дня»: даже если действие происходит через тысячу лет, оно отражает общество и его достижения на момент написания книги. Фантастическая антиутопия «1984» была написана Оруэллом в конце 1940-х годов под впечатлением от послевоенного разделения мира на сферы влияния и установления тоталитарного режима в ряде стран Европы.
Родившийся во Львове польский писатель Станислав Лем в книге «Возвращение со звёзд» обратился к популярной среди его современников идее о том, что технологический прогресс со временем решит все проблемы общества: люди станут благородными, трудолюбивыми альтруистами; не будет войн и болезней; все будут трудиться на благо общества. Главный герой романа оказывается как раз в таком идеальном обществе, где каждому человеку в детстве делают «прививку от агрессии» — бетризацию. Однако сюжет развивается так, что становится понятно: даже нейтральное, демилитаризованное общество не настолько привлекательно, насколько представляли себе романтики шестидесятых годов прошлого столетия.
Примеры детских книг в жанре фэнтези и фантастики я приводить не буду: благо, в любом книжном магазине их предостаточно. Хотелось бы поговорить о том, что они дают детям.
Фентези
Любой, кто проводит много времени с ребёнком 5—10 лет, знает, насколько привлекательны для них сюрреалистические сюжеты в играх и сказках. Детей часто называют фантазёрами и выдумщиками, и некоторые родители даже беспокоятся по поводу того, что их сын или дочка потеряют связь с реальностью, если будут много времени проводить в своих мечтаниях.
Однако последние работы в области психологии воспитания доказали, что дети не только прекрасно понимают грань между фантазией и реальностью, но и лучше учатся функционировать в реальном мире, если им дать возможность периодически из него «сбегать».
Исследования показали, что дети лучше усваивают язык и различные факты из жизни через чтение сказок и небылиц, нежели через чтение рассказов об обычных людях и происходящих с ними событиях. Педагоги считают, что это происходит потому, что дети более внимательно относятся к тому, что их удивляет или стимулирует их воображение. Создатели обучающих мультфильмов прекрасно это понимают: ребёнок будет с большим интересом слушать, скажем, о правилах личной гигиены, если их будет демонстрировать говорящая сова или симпатичный дракон, нежели учительница или даже мультяшная мама.
Эксперимент, который в 1999 г. провели две учёные Сежа и Расс, показал, что дети, увлекавшиеся рассказами о волшебстве, лучше чувствовали эмоциональные оттенки при взаимодействии с другими людьми.
Другой эксперимент (Пьеруччи и др., 2013 г.) продемонстрировал, как у дошкольников с насыщенным фантазией внутренним миром лучше развивались навыки самоорганизации и переключения с одного набора правил на другое.
Научная фантастика
Пожалуй, научная фантастика больше привлечёт подростков: у них развивается достаточно навыков для осознания абстрактных понятий, которыми часто оперирует этот жанр.
С моей точки зрения школьное образование только выиграет, если ввести в него элементы научной фантастики. И речь не только о том, что космические путешествия, машина времени и роботы вдохновляют юные умы на изучение физики, робототехники и передовых технологий в целом. Писатели-фантасты часто пишут о воображаемых мирах, развивающихся под влиянием абстрактные принципов и понятий в психологии, философии, политике, социологии, религии и экономике. В доступной и увлекательной форме они рассказывают о том, «что было бы», если бы и в нашем мире случились… (и дальше по списку: сегрегация, тоталитаризм, эйджизм; отсутствие частной или, наоборот, общей собственности; искусственный интеллект; бесчувственные гуманоиды; экзотические болезни, войны с животными, массовая потеря памяти и пр.). Где ещё, как не на уроке литературы, дети могут пофантазировать о том, как все эти сложные понятия могут быть применимы к ним и их ближайшему окружению?
В этом смысле научная фантастика также может не столько предсказывать, сколько предупреждать возможные варианты развития будущего: взять тот же суперуспешный сериал «Чёрное зеркало», который демонстрирует, насколько глубокие изменения в обществе могут произойти в результате развития тех или иных технологий.
Научная фантастика также вдохновляет школьников на положительные перемены. Вместо того, чтобы смириться с мыслью о том, что мир устроен так и не иначе и у них нет никакого способа влиять на его законы обстоятельства, новое поколение учится у героев фантастических романов открывать для себя новые возможности и пробовать неизведанные доныне пути.
Как метко выразился Уильям Гибсон, автор романа «Нейромант»:
"Будущее нельзя погуглить"
24 января 2020 года