В наших школах, как и в школах других стран, существуют средние нормативы по скорости чтения. Ниже представлена сравнительная таблица среднего количества слов в минуту, которые успевает прочитать школьник младших классов в Украине и других странах.
Страна, язык | Слов в минуту, чтение вслух к концу начальной школы |
США (английский) | 115 — 140 |
Италия (итальянский) | 116 — 124 |
Индия (хинди) | 62 — 64 |
Бразилия (португальський) | 93 — 96 |
Украина | > 95 |
А насколько быстро читают взрослые?
В августе 2012 г. исследование, проведеное Сюзанной Трауцеттель-Клосински и Клаусом Дьетцем, дало следующие результаты усредненной скорости чтения взрослого человека с разбивкой по языкам. Очевидно, что эта скорость очень сильно зависит от структуры языка и длины слов (в китайском и японском слова в привычном нам понимании попросту отсутствуют).
Язык | Слов в минуту | Слогов | Символов |
Арабский | 119.2 | 292.7 | 528.2 |
Китайский | 95 | 153 | 153 |
Английский | 153.5 | 210.7 | 664.5 |
Французский | 133.5 | 205.8 | 681.4 |
Немецкий | 132.2 | 226.5 | 678.5 |
Итальянский | 134.8 | 291.6 | 683.3 |
Польский | 126.8 | 270.4 | 699.5 |
Русский | 126.5 | 301.7 | 678.4 |
Турецкий | 109.3 | 293.6 | 696.1 |
Зачем читать быстро?
Существуют теоретические основания считать, что слишком медленное чтение, а вернее, отсутствие навыков беглого чтения, затрудняет понимание. Прочитывание одного слова за раз, с паузами между словами, делает извлечение информации в объёме больше этого слова (максимум предыдущего) почти невыполнимой задачей. Дело в том, что кратковременная память имеет ограниченный запас, так что замедление потока информации приводит к переполнению этого хранилища. Это как если бы вы пытались рассмотреть монументальное художественное полотно через квадратное отверстие размером 3 x 3 см. Текст просто теряет общий смысл. Также ненормально низкий темп приводит к потере интереса и внимания: ребенок задумывается, отвлекается и даже встаёт и уходит по другим делам.
Однако темп чтения, который немного ниже школьного норматива, не должен вызывать у родителей и учителей панику.
Примечательно, что в школах скорость чтения проверяют, заставляя детей читать вслух, и это может существенно искажать фактические показатели усвоения текста по следующим причинам:
- У некоторых детей нет проблем с чтением «про себя», но есть трудности при связывании букв с определенными звуками и их произношением (разновидность дислексии). Их скорость чтения оказывается заниженной из-за проблем с речью.
- Некоторым людям (в частности, мне) трудно одновременно читать и понимать то, о чём они читают. Звук собственного голоса, необходимость артикулировать и делать паузы сильно отвлекают от смысла текста. Таким образом, человек тараторит механически, не получая пользу от чтения.
- Ребенок может стесняться своего произношения, тембра голоса, он может заикаться или шепелявить, и всё это отрицательно сказывается на его показателях.
И даже если у ребёнка нет таких проблем, гнаться исключительно за количеством слов в минуту, на мой взгляд, бессмысленно.
Быстрее не значит лучше
Вы замечали, как начитывают аудиокниги профессиональные дикторы в студиях? Они не просто бубнят на скорость — они играют голосом, вздыхают, интонируют, выдерживают многозначительные паузы, задерживают дыхание. Им важно донести впечатление, настроение, а не только банальные факты сюжета. Кстати, у умения добавлять смысловые оттенки с помощью голоса есть название — просодия.
Быть хорошим читателем — это значит не только и не столько глотать увесистые тома за день. Некоторые дети очень кропотливо подходят к любой работе, так что если они читают медленно, но при этом очень внимательно вникая в суть, если они потом способны пересказать прочитанное и сделать из него верные логические выводы, то никакой проблемы нет.
Точное количество слов в минуту гораздо менее важно, чем тот факт, что его нельзя существенно увеличить без серьёзного ущерба для понимания текста. Сейчас появилось довольно много компаний и авторских курсов, предлагающих научить вас или вашего ребёнка (за немалую сумму) секрету скоростного чтения. Мой совет: сэкономьте деньги. Разница между тем, что они обещают, и тем, чего реально можно достичь, просто колоссальная. Единственный гарантированный способ ускорить чтение — пробегать текст «наискосок», оставляя без внимания львиную долю описаний, лирических отступлений и прочих длиннот, которые кажутся нам неважными. Я вспоминаю свой собственный опыт в таком скорочтении: в шестом классе нам задали прочитать «Дон Кихота», а книгу просто невозможно было нигде достать (это сейчас почти всё доступно в электронном виде, а в те времена нужно было пешком обхаживать все городские библиотеки). Подружка поделилась со мной книгой только за два дня до урока литературы. И я этого «Дон Кихота» осилила, но сегодня сильно об этом жалею: такой печальный опыт начисто отвернул меня от этой, наверняка прекрасной, книги. Куда они ехали? Кто была эта дама? С кем там хотел сражаться Дон Кихот? Кто все эти люди???
Как однажды пошутил Вуди Аллен: «Я прошёл курс скорочтения и прочёл “Войну и мир” за двадцать минут. Там было что-то про Россию».
Поэтому я не особенно расстроилась, когда количество слов в минуту у сына даже немного упало за год. Он перестал захлёбываться и тараторить, пытаясь впечатлить учительницу. Для меня главное, что он влюбляется в чтение с каждым днём всё больше.
А как обстоят дела с техникой чтения у ваших деток?
25 мая 2020 года