Согласно последним исследованиям*, родители меньше разговаривают и взаимодействуют с ребенком за чтением электронной книги, нежели за чтением традиционной, бумажной версии.
«Совместное, вовлеченное чтение стимулирует развитие языковых навыков, грамотности и привязанности между взрослым и ребенком. Мы захотели изучить, каким образом электроника может изменить эти явления», — комментирует ведущий автор исследования Тиффани Мунцер.
Пары, принявшие участие в исследовании, читали книги в трех форматах: печатные книги, текстовые файлы на планшете и электронные книги с расширенными возможностям (звуковыми эффектами, анимацией и пр.). Оказалось, что в случае с богатыми на спецэффекты электронными книгами читатели в паре реже обращались друг к другу; более того, родители меньше комментировали сюжет и больше — технологические «навороты». Периодически это касалось самого устройства: например, детям велели не нажимать на кнопки или не увеличивать громкость.
Мунцер отмечает, что взаимодействие между родителем и ребенком — пусть даже внешне и не столь явное — существенно ускоряет здоровое развитие малыша.
Например, мама, читая сказку о животных, может показать на изображение птицы в книжке и спросить сына: «Что ответила утка?»
Или папа может провести аналогию между сюжетом и случаем из жизни дочки, спросив: «А помнишь, как мы тоже ходили на пляж?» Во время чтения также можно задавать вопросы, предполагающие развернутые ответы, например, узнать мнение ребенка о персонажах истории.
Очевидно, что при чтении электронных книг родители отвлекались и задавали меньше вопросов.
«Родитель укрепляет способность ребенка к приобретению знаний, связывая новую информацию с каким-то уже пережитым опытом, — поясняет Мунцер. — Исследования показали, что такие беседы по инициативе взрослого особенно важны до наступления школьного возраста, ведь в этот период дети учатся и усваивают новую информацию «от первого лица» эффективнее, чем из планшетов и других гаджетов».
Мунцер также считает, что невербальное общение, в том числе проявление теплоты, близости и здорового энтузиазма также создает положительные ассоциации с чтением, которые с большей вероятностью закрепятся в сознании ребенка по мере его взросления.
Авторы научной статьи рекомендуют в дальнейшем изучить, каким образом дизайн книг для планшетов можно направить на поддержание взаимодействия между родителями и детьми. Родителям, читающим электронные книги, рекомендуется делать это в той же мере активно, как если бы они читали печатную версию, и не заострять внимания на элементах технического устройства.
К интересным выводам также пришли норвежские ученые из Ставангерского университета: оказывается, при чтении печатного текста информация усваивается лучше, чем при чтении электронного. Читатели бумажных книг лучше запоминают подробности сюжета, сопереживают героям повествования, понимают прочитанное. Ученые связывают такой эффект с тактильными ощущениями: нам просто приятнее держать книгу в руке и листать страницы.
Я начинала, как и большинство мам: собрала внушительный набор печатных книг с картинками (к сожалению, почти все пришлось раздать или оставить в местной детской библиотеке). Но позже поняла, что сын не замечает особой разницы между бумажной и электронной версиями — лишь бы были картинки (а их в современных электронных — не пиратских! — книгах предостаточно). Да и в путешествие легче взять две-три книги на планшете, чем тащить с собой лишние килограммы груза.
А вы какие книги читаете своим деткам — электронные или печатные?
*Исследование проводили в Детской больнице им. Ч.С. Мотта при Мичиганском университете: в нем приняли участие 37 пар родитель + дошкольник. Результаты исследования опубликованы в журнале «Педиатрия», издаваемом Американской академией педиатрии.
29 июня 2019 года