Наверняка многие из вас сталкивались с такой ситуацией. Вы сидите с родственниками или друзьями в кафе, а те привели с собой маленьких детей. Через пять минут после того, как вы расселись, дети начинают ерзать на стульях, ныть, драться или опрокидывать на себя (хорошо, если на себя!) стакан с соком. Сконфуженная мама со вздохом достает смартфон или планшет и — вуаля! — дети волшебным образом затихают и не тревожат вас больше до конца посиделок.
Что там говорить, я неоднократно была на месте этой мамы. И да, мне было стыдно. Но стоит ли этого стыдиться?
Хотя мы не до конца знаем, какое неврологическое влияние цифровые технологии оказывают на раннее развитие детей, мы все же знаем, что занятия с гаджетами бывают разные и эффект от них — тоже. Например, чтение электронной книги, разговор по скайпу с бабушкой или просмотр фотографии, которую вы только что сняли в парке, нельзя приравнивать к пассивному просмотру мультиков, которое так беспокоит многих родителей и работников сферы образования.
Поэтому вместо того, чтобы строго контролировать, как много времени дети проводят перед экраном, прогрессивные родители и воспитатели сосредоточиваются на том, что именно происходит на экране и с кем ребенок может потом обсудить свой опыт. И хотя у родителя может возникнуть соблазн вручить сыну или дочке планшет и пойти по своим делам, все же если он останется и будет направлять действия ребенка в мире электронных устройств, он поможет ему развить такие важные в XXI веке навыки, как критическое мышление и цифровая грамотность.
Не так страшен планшет, как его малюют
Сара ДеВитт в своем выступлении на конференции TED, озаглавленном «Три вида страхов, связанных с тем, что дети сидят перед экраном, — почему они не имеют по собой оснований», утверждает, что гаджеты теперь так или иначе стали частью жизни современных детей. И если мы будем притворяться, что это не так, мы не дадим им возможности понять, как и зачем их использовать. Более 40% взрослых американцев проверяют свои телефоны максимум через пять минут после того, как проснутся. В среднем взрослый человек смотрит в свой телефон по крайней мере 50 раз в день. Стоит ли ожидать от наших детей, что они вырастут, не подозревая о существовании электронных устройств?
Даже Американская академия педиатрии недавно обновила свою длительно остававшуюся неизменной политику: педиатры признали, что мы живем в цифровом мире, и поэтому обращать внимание нужно именно на содержание того, что дети видят на экранах, а не на сам факт их использования.
Скука — это полезно
Эксперты сходятся во мнении, что электронные устройства нельзя давать ребенку просто для того, чтобы он не скучал. Доктор Тереза Болтон, старший научный сотрудник Университета Восточной Англии, длительно изучавшая влияние телевидения и видеофильмов на навыки письма у детей, считает: «Если детям нечего делать, они тут же включают телевизор, компьютер, телефон или другой гаджет. Но ребенку нужно иногда выделить время для ничегонеделания, для выдумывания и воображения, погружения в собственный внутренний мир или осмысления собственного опыта через игру или простое наблюдение за миром вокруг».
Именно такое времяпрепровождение стимулирует воображение, считает она, а экран «обычно мешает такому процессу и тормозит развитие творческих способностей».
Детям необходимо общение
Детям также необходимо общаться друг с другом, а пассивное сидение за компьютером в одиночестве этому никак не способствует. Представьте, что будет, если каждой паре детей в песочнице, поссорившихся из-за игрушки, будут давать по планшету, чтобы те не дрались? Как тогда они научатся переживать досаду и раздражение, улаживать конфликт, договариваться? Дети учатся через игру, в особенности через игру с другими людьми (и детьми). Если вы вручаете своему чаду планшет, пригласите брата, сестру, соседских детишек составить ему компанию и вместе пройти квест или отгадать слово, загаданное программой!
Если подытожить, то качество времени, проведенного перед экраном, имеет самое большое значение. Рынок мобильных приложений стремительно растет, поэтому выбрать качественный контент становится все труднее. При этом стоит обращать внимание на возрастную категорию, наличие средств родительского контроля (родители должны иметь возможность проверить, чем ребенок занимался в приложении), цели и функции приложения (образовательное, развлекательное, развивающее определенные навыки, например, чтение или память, и пр.) и исполнение (обилие музыки и картинок, например, не дает сосредоточиться на сути игры). Предлагайте ребенку заниматься на компьютере или планшете в течение строго оговоренного времени, для развития, познания, чтения или общения. Делайте перерывы и обсуждайте с ним, что он узнал и где испытал трудности.
Тщательно выбрав занятие для своего дошкольника и объяснив ему правила работы с планшетом или другим электронным устройством, вы избавитесь от чувства вины и будете уверены в том, что ваш ребенок развивается правильно, полноценно и с пользой для всех окружающих (ведь вы тоже можете, наконец, приготовить спокойно обед или позвонить маме!).
6 апреля 2018 года