Согласно данным масштабного научно-исследовательского проекта по изучению читательских привычек, мальчики выбирают для чтения простые для понимания детские книги и не особо вдаются в смысл прочитанного.
Мальчики сколько угодно могут оправдываться, что чтение журналов или размышлений друзей в соцсетях вместо классических романов — это просто дело вкуса. Однако результаты двух масштабнейших исследований привычек маленьких читателей Великобритании свели на нет подобные отговорки.
Вне зависимости от своего возраста или жанра литературы, мальчики как правило читают менее внимательно, чем девочки.
Они тратят меньше времени на осмысление слов, лениво пропуская целые куски страницы. К тому же, говорится в отчете, они склонны выбирать излишне простые для чтения книги, а это значит, что им труднее постепенно переключиться на более тяжелый материал.
За обеими научными публикациями стоит их соавтор, профессор образовательных и социальных исследований Университета Данди, Кит Топпинг: в первой публикации цитируются данные, полученные от 852 тыс. учеников в 3243 школах (десятая доля от общего количества детей в Великобритании), а во второй анализируются ответы контрольных работ по степени понимания прочитанного материала, написанных 150 тыс. детей в 967 школах. Авторы публикаций приходят к неутешительному выводу по поводу мальчишек возрастной категории с 5 до 18 лет: «Их привычки далеки от идеала, а успеваемость ниже».
В рамках первой научной публикации профессор Топпинг пишет: «Мальчики продемонстрировали намного худший результат (по сравнению с девочками — прим. пер.): получили более низкие оценки по скорости чтения и в среднем неправильно отвечали на вопросы контрольных». Топпинг предположил, что это потому, что при чтении мальчики — любого возраста — часто полностью пропускают целые абзацы или даже страницы, тогда как девочки менее склонны к такому поведению.
В рамках своего второго исследования Топпинг пытался выяснить, влияет ли на показатели чтения жанр книги — художественная или нехудожественная литература. По словам Топпинга, можно было бы возразить, что мальчики реже девочек читают повествовательную, т.е. художественную литературу, и это одна из причин, по которой девочки показали себя лучше.
И хотя исследователи подтвердили, что мальчики действительно меньше склонны читать повести и романы, нежели девочки (особенно в средней школе), они и остальную литературу все равно читают менее внимательно и вдумчиво, чем девочки.
Сам Топпинг признался, что озадачен результатами. Что интересно, социально-экономический статус (т.е. уровень заработка в семье, район проживания, профессия родителей и пр.) тут был ни при чем, в отличие от исследований прочих детских способностей, в которых он неизменно оказывает большое влияние.
«До мальчиков необходимо донести смысл этих результатов. Они, возможно, думают про себя: подумаешь, я просто не люблю читать художественную литературу. Я люблю читать журналы, веб-сайты и инструкции к видеоиграм. Но исследование показало, что они и в этих жанрах показывают себя ничуть не лучше, чем в чтении романов».
Топпинг считает, что для того, чтобы помочь ребятам сосредоточиться на смысле прочитанного, нужно выяснить, чем они интересуются: «Нужно, чтобы учителя, ассистенты учителей, библиотекари проводили время с ребенком, обсуждая с ним, что почитать мальчику, и при этом предлагая более сложные книги исходя из сферы их интересов. Мы не говорим, что нужно просто читать запоем классику, и все будет хорошо. Мальчикам нужно читать стимулирующие их ум и память книги по интересующей их тематике».
Кстати, не нужно думать, что школьная программа по литературе в Великобритании состоит из комиксов и Гарри Поттера! В среднестатистической британской средней школе на уроках литературы проходят такие произведения, как «Энеида» Вергилия (не путать с нашей «Энеидой» Котляревского!), «1984» Джорджа Оруэлла, «Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда и другие серьезные романы классиков английской и мировой литературы, так что мальчикам есть что почитать!
А как же эту историю перевести в украинские реалии? Может, британские мальчишки просто лентяи, а украинские парни уважают литературу для школьников и другие детские книги?
Увы, вовсе нет, передает ТСН. По данным компании TNS Ukraine, количество украинских детей, которые регулярно берут в руки книги, постоянно сокращается: с 57% в 2003 г. до 52% — в 2008 г. Молодежь если и читает, то в основном литературу по школьной программе — популярные когда-то среди советских детей приключения и фантастика не пользуются спросом.
«На смену детским книгам пришел Интернет, компьютер, телевизор и абсолютно другие ценности», — объясняет уход от литературы соотечественников, в том числе молодежи, эксперт Института Горшенина Владимир Застава. По данным опросов его организации, 80% информации молодые люди черпают из Всемирной паутины.
Что в такой ситуации предпринять родителям? Конечно, побольше читать своим сыновьям с раннего возраста, давать им прослушивать аудиокниги и аудиоспектакли, обсуждать поведение героев и сравнивать с ситуациями из жизни, чтобы дать понять ребенку: книги очень помогают развить характер и познавать окружающий мир.
И, конечно же, особенно авторитетным в этом вопросе станет отец. Когда папа читает своему сыну, он закладывает фундамент будущей грамотности и умения выражать свои мысли.
3 марта 2018 года